Расширение субарахноидального пространства у грудничка

Субарахноидальным называется пространство, расположенное между оболочками участков головного мозга. Оно заполнено жидкостью – ликвором, которая выполняет функцию защиты и питания мозга. В норме в субарахноидальном пространстве содержится около 140 мл жидкости.

Расширение субарахноидального пространства у грудничка

При подозрении на нарушения развития у ребенка, родовых травмах, хронических заболеваниях, неврологи назначают грудничкам нейросонографическое исследование. попросту – УЗИ головного мозга. Найдя в заключении фразу о том, что у ребенка субарахноидальное пространство расширено, родители недоумевают, что же это значит?

Расширение субарахноидального пространства говорит о нарушении циркуляции ликвора. Чаще всего это происходит от попадания чрезмерного его количества в полость, то есть водянки головного мозга или гидроцефалии. Также это может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления. При благоприятном течении заболевания желудочки головного мозга могут оставаться в пределах нормы или быть только слегка расширены. В таком случае высока вероятность того, что к 2 годам ребенок «перерастет» гидроцефалию. Но полагаться на случай ни в коем случае нельзя – при наличии симптома расширения субарахноидального пространства ребенка должны обследовать специалисты и назначить соответствующее лечение.

Лечение расширения субарахноидального пространства

Лечение, как правило, заключается в устранении причины расширения субарахноидального пространства – повышенного внутричерепного давления или инфекции, вызванной синуситами или отитами. Для этого назначают терапию антибиотиками, а также комплекс витаминов группы В. При своевременном лечении прогноз на выздоровления достаточно благоприятен.



Расширение субарахноидального пространства у грудничка фото


Расширение субарахноидального пространства у грудничка фото


Читайте и другие статьи о детях, их жизни, воспитании, развитии.

Если вам пришлась по душе статья - Расширение субарахноидального пространства у грудничка, то вы можете оставить отзыв или рассказать о ней в социальных сетях.

А также смотрите и другие статьи, написанные специально для вас:

  • Можно ли детям чай
  • Можно ли делать клизму новорожденному
  • Грудничок запрокидывает голову назад
  • Причины запора у грудничков
  • Как правильно закончить грудное вскармливание


  • Улыбайтесь вместе со своим ребенком! 🙂

    Первый поход к неврологу с Полей меня ошарашил, если честно. Спрашиваю у доктора: «На сколько это все серьезно?». Отвечает, смеясь почти: «Да от меня никто не выходит, чтобы я ничего не сказала». Как оказывается, многие диагнозы ставятся просто автоматом. Мол, если ребенок, к примеру, кесаренок, вот тебе такой и такой ярлык, потому что ты кесаренок. Стяваятся диагнозы, которые и не существуют или не соответствуют симптоматике. Вот как раз нижеприведенная информация об этом.

    Информацию нашла в одном из блогов ЖЖ Очень рекомендую почитать и другие посты. Очень полезные и отврезвляющие.

    ФАКТЫ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ НЕВРОЛОГИИ

    невролог С.В.Зайцев

    Ключевые слова: перинатальная энцефалопатия (ПЭП) или перинатальное поражение центральной нервной системы (ПП ЦНС), гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС); расширение желудочков мозга, межполушарной щели и субарахноидальных пространств, псевдокисты на нейросонографии (НСГ), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости, перинатальные судороги.

    Детская неврология родилась сравнительно недавно, но уже переживает трудные времена. В настоящий момент многие врачи, практикующие в области неврологии грудного возраста, а также, родители грудных детей, имеющих какие-либо изменения нервной системы и психической сферы, оказались «между двух огней». С одной стороны, школа «советской детской неврологии» – избыточная диагностика и неправильная оценка функциональных и физиологических изменений нервной системы ребенка первого года жизни в сочетании с давно устаревшими рекомендациями интенсивного лечения самыми разными медикаментами. С другой стороны – нередко очевидная недооценка имеющихся психоневрологических симптомов, незнание общей педиатрии и основ медицинской психологии, некоторый терапевтический нигилизм и боязнь использования потенциала современной медикаментозной терапии; и как результат – потерянное время и упущенные возможности. При этом, к сожалению, определенная (а иногда и значительная) «формальность» и «автоматичность» современных медицинских технологий приводят, как минимум, к развитию психологических проблем у ребенка и членов его семьи. Понятие «нормы» в неврологии конца 20 века было резко сужено, сейчас интенсивно и не всегда оправданно расширяется. Вероятно, истина где-то посередине…

    По данным клиники перинатальной неврологии медицинского центра «НЕВРО-МЕД» и других ведущих медицинских центров г. Москвы (да и вероятно в других местах), до сих пор, более 80%. детей первого года жизни приходят по направлению педиатра или невропатолога из районной поликлиники на консультацию по поводу несуществующего диагноза – перинатальная энцефалопатия (ПЭП):

    Диагноз «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в советской детской неврологии очень неопределенно характеризовал практически любые нарушения функции (и даже структуры) головного мозга в перинатальном периоде жизни ребенка (примерно с 7 месяца внутриутробного развития ребенка и до 1 месяца жизни после родов), возникающие вследствие патологии мозгового кровотока и дефицита кислорода.

    В основе такого диагноза обычно располагались один или несколько наборов каких-либо признаков (синдромы) вероятного нарушения нервной системы, например – гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС), синдром мышечной дистонии (СМД), синдром гипервозбудимости.

    После проведения соответствующего комплексного обследования: клинический осмотр в сочетании с анализом данных дополнительных методов исследования (УЗИ головного мозга – нейросонография) и мозгового кровообращения (допплерография мозговых сосудов), исследования глазного дна и других методов, процент достоверных диагнозов перинатального поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционные) снижается до 3-4% – это более чем в 20 раз!

    Самое безрадостное в этих цифрах, не только определенное нежелание отдельных врачей использовать знания современной неврологии и добросовестное заблуждение, но и явно просматриваемая, психологическая (и не только) комфортность в стремлении к такой «гипердиагностики».

    Гипертензионно-гидроцефальный синдром (ГГС): повышение внутричерепного давления (ВЧД) и гидроцефалия

    До сей поры диагноз «внутричерепная гипертензия» (повышение внутричерепного давления (ВЧД)), один из наиболее употребительных и «любимых» медицинских терминов у детских неврологов и педиатров, которым можно объяснить практически все! и в любом возрасте жалобы родителей.

    Например, ребенок часто плачет и вздрагивает, плохо спит, много срыгивает, плохо ест и мало прибавляет в весе, вытаращивает глаза, ходит на носочках, у него дрожат ручки и подбородок, бывают судороги и есть отставание психоречевого и двигательного развития: «виновато только оно – повышение внутричерепного давления». Правда, удобный диагноз?

    Довольно часто при этом в качестве главного аргумента для родителей в ход идет «тяжелая артиллерия» – данные инструментальных диагностических методов с таинственными научными графиками и цифрами. Методы могут использоваться либо абсолютно устаревшие и неинформативные /эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ) и реоэнцефалография (РЭГ)/, либо обследования «не из той оперы» (ЭЭГ), либо неправильное, в отрыве от клинических проявлений, субъективное толкование вариантов нормы при нейросонодопплерографии или томографии.

    Несчастные мамы таких детей невольно, с подачи врачей (или вольно, питаясь собственной тревогой и страхами), подхватывают флаг «внутричерепной гипертензии» и надолго попадают в систему наблюдения и лечения перинатальной энцефалопатии.

    На самом деле внутричерепная гипертензия – очень серьезная и довольно редкая неврологическая и нейрохирургическая патология. Она сопровождает тяжелые нейроинфекции и мозговые травмы, гидроцефалию, нарушение мозгового кровообращения, опухоли головного мозга и др.

    Госпитализация при этом обязательна и неотложна.

    Внутричерепную гипертензию (если она действительно есть) не трудно заметить внимательным родителям: для нее типичны постоянные или приступообразные головные боли (чаще по утрам), тошнота и рвота, не связанная с едой. Ребенок часто вялый и грустный, постоянно капризничает, отказывается есть, он все время хочет полежать, прижаться к маме.

    Очень серьезным симптомом может быть косоглазие или разность зрачков, и, конечно же, нарушения сознания. У грудных детей весьма подозрительным является выбухание и напряжение родничка, расхождение швов между костями черепа, а также избыточный рост окружности головы.

    Без сомнения, в таких случаях ребенка необходимо как можно скорей показать специалистам. Довольно часто довольно одного клинического осмотра, чтобы исключить или предварительно диагностировать данную патологию. Иногда требует проведение дополнительных методов исследования (глазное дно, нейросонодопплерография, компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга)

    Разумеется, не может служить доказательством внутричерепной гипертензии расширение межполушарной щели, желудочков мозга, субарахноидальных и другие пространств ликворной системы на снимках нейросонографии (НСГ) или томограммах мозга (КТ или МРТ). Это же относится, к изолированным от клиники, нарушениям мозгового кровотока, выявленным при допплерографии сосудов, и «пальцевым вдавлениям» на рентгенограмме черепа.

    Кроме того, нет никакой связи внутричерепной гипертензии и просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы, ходьбы на цыпочках, дрожания ручек и подбородка, гипервозбудимости, нарушения развития, плохой успеваемости, носовых кровотечений, тиков, заикания, плохого поведения и т.д. и т.п.

    Вот поэтому, если вашему малышу поставили диагноз «ПЭП, внутричерепная гипертензия», на основании «вытаращивания» глазок (симптом Грефе, «заходящего солнца») и ходьбы на цыпочках, то не стоит заранее сходить с ума. На самом деле эти реакции могут быть характерны для легковозбудимых детей раннего возраста. Они очень эмоционально реагируют на все, что их окружает и что происходит. Внимательные родители легко заметят эти взаимосвязи.

    Таким образом, при постановке диагноза ПЭП и повышения внутричерепного давления естественно лучше всего обратиться в специализированную неврологическую клинику. Только так можно быть уверенным в правильности диагностики и лечения.

    Начинать же лечение этой серьезной патологии по рекомендациям одного врача на основании вышеперечисленных «аргументов» абсолютно неразумно, кроме того такое необоснованное лечение совсем не безопасно. Чего стоят только мочегонные препараты, которые назначают детям на продолжительное время, что крайне неблагоприятно воздействует на растущий организм, вызывая обменные расстройства.

    Есть и другой, не менее важный аспект проблемы, который необходимо учитывать в данной ситуации. Иногда лекарства необходимы и неправомерный отказ от них, на основании только собственного убеждения мамы (а чаще папы!) в медикаментозной вредности, может привести к серьезным неприятностям. Кроме того, если действительно имеет место серьезное прогрессирующее повышение внутричерепного давления и развитие гидроцефалии, то нередко неправильная медикаментозная терапия внутричерепной гипертензии влечет за собой потерю благоприятного момента для оперативного вмешательства (шунтирующая операция) и развитию тяжелых необратимых последствий для ребенка: гидроцефалия, нарушение развития, слепота, глухота и др.

    Теперь несколько слов о не менее «обожаемых» гидроцефалии и гидроцефальном синдроме. На самом деле речь идет о прогрессирующем увеличении внутричерепных и внутримозговых пространств, заполненных спинномозговой жидкостью (ликвором) вследствие существующей! в тот момент внутричерепной гипертензии. При этом нейросонограммы (НСГ) или томограммы выявляют меняющиеся со временем расширения желудочков мозга, межполушарной щели и других отделов ликворной системы. Все зависит от степени выраженности и динамики симптомов, а главное, от правильной оценки взаимосвязей увеличения внутримозговых пространств и других нервных изменений. Это может легко определить квалифицированный невролог. Истинная гидроцефалия, которая действительно требует лечения, так же как и внутричерепная гипертензия, встречается относительно редко. Такие дети обязательно должны наблюдаться неврологами и нейрохирургами профильных медицинских центров.

    К сожалению, в обычной жизни такой ошибочный «диагноз» встречается практически у каждого четвертого-пятого грудничка. Оказывается, нередко гидроцефалией (гидроцефальным синдромом) некоторые врачи неправильно называют стабильное (обычно незначительное) увеличение желудочков и других ликворных пространств головного мозга. Внешними признаками и жалобами это никак не проявляется, лечения не требует. Тем более, если у ребенка заподозрили гидроцефалию на основании «большой» головы, просвечивающих сосудиков на лице и волосистой части головы и т.д. – это не должно вызывать паники у родителей. Большой размер головы в данном случае не играет практически никакой роли. Однако, очень важна динамика прироста окружности головы. Кроме того, нужно знать, что среди современных детей не редкость так называемые «головастики», у которых голова имеет относительно большой для их возраста размер (макроцефалия). В большинстве таких случаев у младенцев с крупной головой выявляются признаки рахита, реже – макроцефалия, обусловленная семейной конституцией. Например, у папы или у мамы, а может у дедушки большая голова, одним словом, – дело семейное, лечения не требует.

    Иногда при проведении нейросонографии врач ультразвуковой диагностики находит в головном мозге псевдокисты – но это совсем не повод для паники! Псевдокистами называют единичные округлые крошечные образования (полости), содержащие ликвор и располагающиеся в типичных участках мозга. Причины их появления, как правило, бывают достоверно неизвестны; обычно они исчезают к 8-12 мес. жизни. Важно знать что, существование таких кист у большинства детей не является фактором риска в отношении дальнейшего нервно-психического развития и не требует лечения. Тем не менее, хотя и достаточно редко, псевдокисты образуются на месте субэпендимальных кровоизлияний, или имеют связь с перенесенной перинатальной церебральной ишемией или с внутриутробной инфекцией. Количество, размеры, строение и места расположения кист дают специалистам очень важную информацию, с учетом которой, на основе клинического осмотра формируются окончательные выводы.

    Описание НСГ – это не диагноз! и совсем не обязательно повод для лечения.

    Чаще всего, данные НСГ дают косвенные и неопределенные результаты, и учитываются только в совокупности с результатами клинического осмотра.

    Еще раз напоминаю о другой крайности: в сложных случаях иногда встречается явная недооценка со стороны родителей (реже – и врачей), имеющихся у ребенка проблем, что приводит к полному отказу от необходимого динамического наблюдения и обследования, в результате чего правильный диагноз ставится поздно, и лечение не приводит к нужному результату.

    Несомненно, поэтому, при подозрении на повышенное внутричерепное давление и гидроцефалию, диагностика должна проводиться на самом высоком профессиональном уровне.

    Что такое мышечный тонус и за что его так «любят»?

    Посмотрите в медицинскую карточку своего ребенка: там нет такого диагноза, как «мышечная дистония», «гипертония» и «гипотония»? – наверное, вы просто не ходили со своим малышом до года в поликлинику к неврологу. Это, конечно же, шутка. Однако, диагноз «мышечная дистония» встречается нисколько не реже (а может быть и чаще), чем гидроцефальный синдром и повышение внутричерепного давления.

    Изменения мышечного тонуса могут быть, в зависимости от степени выраженности, как вариантом нормы (чаще всего), так и серьезной неврологической проблемой (это гораздо реже).

    Коротко о внешних признаках изменения мышечного тонуса.

    Мышечная гипотония характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Может быть ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, прощупывание мышц несколько напоминает «кисель или очень мягкое тесто». Ярко выраженная мышечная гипотония может существенно влиять на темпы двигательного развития (подробней см. в главе о двигательных расстройствах у детей первого года жизни).

    Мышечная дистония характеризуется состоянием, когда мышечная гипотония чередуется с гипертонией, а также вариантом дисгармонии и асимметрии мышечного напряжения в отдельных мышечных группах (например, в руках больше, чем в ногах, справа больше чем слева и т.д.)

    В покое у этих детей при пассивных движениях может наблюдаться некоторая мышечная гипотония. При попытке активно выполнить какое-либо движение, при эмоциональных реакциях, при изменении тела в пространстве, мышечный тонус резко нарастает, становятся выраженными патологические тонические рефлексы. Нередко такие нарушения в дальнейшем приводят к неправильному формированию двигательных навыков и ортопедическим проблемам (например, кривошея, сколиоз).

    Мышечная гипертония характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям и ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. Выраженная мышечная гипертония также может существенно влиять на темпы двигательного развития.

    Нарушение мышечного тонуса (напряжения мышц в покое) может быть ограничено одной конечностью или одной мышечной группой (акушерский парез руки, травматический парез ноги) – и это наиболее заметный и очень тревожный признак, заставляющий родителей незамедлительно обратиться к неврологу.

    Заметить различие между физиологическими изменениями и патологическими симптомами за одну консультацию даже грамотному врачу иногда довольно трудно. Дело в том, что изменение мышечного тонуса не только связано с неврологическими расстройствами, но и сильно зависит от конкретного возрастного периода и других особенностей состояния ребенка (возбужден, плачет, голоден, сонлив, замерз и т.д.). Таким образом, наличие индивидуальных отклонений в характеристиках мышечного тонуса, далеко не всегда заставляет беспокоиться и требует какого-либо лечения.

    Но даже в том случае, если функциональные нарушения мышечного тонуса подтвердятся, в этом нет ничего страшного. Хороший невролог, скорей всего, назначит массаж и занятия лечебной физкультурой (очень эффективны упражнения на больших мячах). Медикаменты назначаются крайне редко.

    Cиндром гипервозбудимости

    (синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости)

    Частые плачи и капризы по поводу и без, эмоциональная неустойчивость и повышенная чувствительность к внешним раздражителям, нарушение сна и аппетита, обильные частые срыгивания, двигательное беспокойство и вздрагивания, дрожание подбородка и ручек (и т.д.), часто в сочетании с плохой прибавкой веса и нарушением стула – узнаете такого ребенка?

    Все двигательные, чувствительные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гипервозбудимого ребенка возникают интенсивно и резко, и так же быстро могут угасать. Освоив те или иные двигательные навыки, дети беспрерывно двигаются, меняют позы, постоянно тянутся каким-либо предметам и захватывают их. Обычно дети проявляют живой интерес к окружающему, но повышенная эмоциональная лабильность нередко затрудняет их контакт с окружающими. Они очень впечатлительные, переживательные и ранимые! Засыпают крайне плохо, только с мамой, постоянно просыпаются, плачут во сне. У многих из них отмечается длительная реакция страха на общение с незнакомыми взрослыми с активными реакциями протеста. Обычно синдром гипервозбудимости сочетается с повышенной психической истощаемостью.

    Наличие таких проявлений у ребенка – это всего лишь только повод для обращения к неврологу, но, ни в коем случает не повод для родительской паники, и тем более, медикаментозного лечения.

    Постоянная гипервозбудимость в причинном отношении мало специфична и чаще всего может наблюдаться у детей с особенностями темперамента (например, так называемый холерический тип реагирования).

    Значительно реже, гипервозбудимость можно связать и объяснить перинатальной патологией центральной нервной системы. Кроме того, если поведение ребенка вдруг неожиданно и надолго нарушилось практически без видимых причин, у него появилась гипервозбудимость, нельзя исключить вероятность развития реакции нарушения адаптации (приспособления к внешним условиям среды) вследствие стресса. И чем быстрее ребенка посмотрят специалисты, тем легче и быстрее удается справиться с проблемой.

    И, наконец, наиболее часто, преходящая гипервозбудимость бывает связана с педиатрическими проблемами (рахит, нарушения переваривания пищи и кишечные колики, грыжи, прорезывание зубов и др.).

    Существуют две крайности в тактике наблюдения за такими детьми. Или «объяснение» гипервозбудимости с помощью «внутричерепной гипертензии» и напряженное медикаментозное лечение с использованием нередко препаратов с нешуточными побочными эффектами (диакарб, фенобарбитал и др.). Или полнейшее пренебрежение проблемой, которое может привести в дальнейшем к формированию стойких невротических расстройств (страхи, тики, заикание, тревожные расстройства, навязчивости, нарушения сна) у ребенка и членов его семьи, и потребует длительной психологической коррекции.

    Конечно же, логично предположить, что адекватный подход находится где-то между ними…

    Отдельно хотелось обратить внимание родителей на судороги – одно из немногих расстройств нервной системы, которое действительно заслуживает пристального внимания и серьезного лечения. Эпилептические приступы встречаются в грудном возрасте не часто, но протекают иногда тяжело, коварно и замаскировано, при этом почти всегда необходима незамедлительная медикаментозная терапия.

    Такие приступы могут скрываться за любыми стереотипными и повторяющимися эпизодами в поведении ребенка. Непонятные вздрагивания, кивки головой, непроизвольные движения глаз, «замирания», «зажимания», «обмякания», в особенности с остановкой взгляда и отсутствием реакции на внешние раздражители, должны насторожить родителей и заставить обратиться к специалистам. Иначе, поздно поставленный диагноз и несвоевременно назначенная медикаментозная терапия значительно уменьшают шансы на успех лечения.

    Все обстоятельства эпизода судорог необходимо точно и полно запомнить и, при возможности, записать на видео, для дальнейшего подробного рассказа на консультации. Если судороги длятся длительно или повторяются – вызов «03» и срочная консультация врача.

    В раннем возрасте состояние ребенка чрезвычайно переменчиво, поэтому отклонения в развитии и другие расстройства нервной системы иногда могут быть обнаружены лишь только в процессе длительного динамического наблюдения за малышом, при повторных консультациях. С этой целью определены конкретные даты плановых консультаций детского невролога на первом году жизни: обычно в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Именно в эти периоды можно обнаружить большинство тяжелых болезней нервной системы детей первого года жизни (гидроцефалия, эпилепсия, ДЦП, обменные расстройства и др.). Таким образом, выявление конкретной неврологической патологии на ранних этапах развития позволяет вовремя начинать комплексную терапию и достигать при этом максимально возможного результата.

    И в заключение, хотелось бы напомнить родителям: будьте чутки и внимательны к своим малышам! В первую очередь, именно ваше осмысленное участие в жизни детей – это основа их дальнейшего благополучия. Не залечивайте их от «предполагаемых болезней», но если вас что-то тревожит и заботит, найдите возможность получить независимую консультацию квалифицированного специалиста.

    ostorozhno-eda.ru/ Вся правда о том, что мы едим.



    Расширение субарахноидального пространства у грудничка фото


    Расширение субарахноидального пространства у грудничка фото


    Читайте и другие статьи о детях, их жизни, воспитании, развитии.

    Если вам пришлась по душе статья - Расширение субарахноидального пространства у грудничка, то вы можете оставить отзыв или рассказать о ней в социальных сетях.

    А также смотрите и другие статьи, написанные специально для вас:

  • Внутричерепное давление симптомы у грудничка
  • Можно ли детям давать валидол
  • Можно ли изменить имя ребенку
  • Мраморность кожи у грудничка
  • Можно ли давать мезим детям


  • Улыбайтесь вместе со своим ребенком! 🙂



    Оставьте комментарий к этой записи ↓

    * Обязательные для заполнения поля
    Внимание: все отзывы проходят модерацию.